Практические задания. Задание 1. Сравните процесс наблюдения и созерцания

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Задание 1. Сравните процесс наблюдения и созерцания. Заполните правую колонку таблицы характеристиками научного наблюдения в сопоставлении с данными характеристиками созерцания.

Таблица 1

Характеристики созерцания (созерцать - смотреть) Характеристики научного наблюдения (наблюдать - видеть)
без цели
не фиксировать процесс смотрения,
раствориться в нем, отдаться чувствам, впечатлениям
без предварительно плана
без рефлексивного самоконтроля
результат — это новые переживания
обогащение феноменологического поля, интуиции, переживаний, картины мира
полная включенность, растворение в объекте, сопричастность ему и со­переживание

Задание 2. Определите критерии (показатели), по которым можно было бы при
наблюдении судить о тех или иных мотивах учения ребенка. Заполните таблицу.

Таблица 2

Критерии (показатели), характеризующие
познавательные мотивы социальные мотивы
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

Задание 3. В представленном отрывке (Р.Готтсданкер «Основы психологического эксперимента») нарушена представленная автором система изложения экспериментального отчета. Исправьте порядок изложения разделов, следуя логике описания экспериментальной работы.

Эксперимент не может существовать в уме, факт его проведения оформляется в документах. Цель экспериментального отчета — как можно эффек­тивнее донести до предполагаемых читателей смысл экс­перимента.

Во-первых, — и это главное — экспериментальный отчет должен быть написан ясно. Во-вторых, отчет разде­лен на стандартные разделы. Такой способ его оформ­ления помогает автору организовать материал. Он помога­ет и читателю, поскольку тот уже знает, где и что ему искать. Если тщательно следовать структуре описания, то опытный исследователь сможет повторить эксперимент самостоятельно. Это называется воспроизводимостью эк­сперимента. Далее мы приводим разделы эксперименталь­ного отчета и их функции:

- В «Кратком содержании» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в резуль­тате.

- В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.

- В разделе «Обсуждение» содержится интерпретация результатов и выводы.

- Во «Введении» рассказывается о том, ради чего экс­перимент был задуман и проведен.

- В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент. Этот раздел включает деления: испытуемые, материал, оборудование, процедура.

- В разделе «Сноски» указываются неопубликованные материалы, проводящиеся исследования и малотиражные работы.



- В разделе «Результаты» представлены анализируемые данные, обычно вместе с одной или несколькими табли­цами и графиками.

- «Цитированная литература» — ссылки перечисляют­ся в алфавитном порядке в соответствии с формой.

Задание 4. Подготовьтесь к проведению исследования памяти (внимания, мышления) у детей 6 лет: сформулируйте задачи исследования (какие именно характеристики данного психического процесса вы будете изучать), подберите задания для изучения этих параметров у 6-летних детей, определите критерии оценки результатов и подготовьте необходимую форму протокола (если она нужна). Опишите организацию эксперимента.

Задание 5. Внимательно прочитайте план беседы экспериментатора с ребенком. Определите по характеру вопросов цель предстоящей беседы. Насколько полно реализуют поставленные вопросы эту цель? Поставьте цель уточняющую (конкретизирующую), первоначальную и дополните план беседы соответствующими вопросами.

Таблица 3

План беседы Что выявляет вопрос беседы?
1. Хотел бы ты принять участие в поста­новке сказки «Теремок»? Общее положительное или отрицатель­ное отношение к постановке сказки
2. Почему (по какой причине) ты хотел (не хотел) участвовать в постановке сказки? Осознанные мотивы, желание или неже­лание участвовать в постановке сказки
3. Ты уже участвовал в таких постанов­ках? Наличие опыта ребенка
4. Какую бы роль ты хотел сыграть? Наличие привлекательности отдельных ролей
5. Если бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся? Наличие интересов в ситуации свободно­го выбора
б. Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся? Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Эле­менты театрализованной деятельности привлекательные для ребенка
7. Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли? Наличие интересов в условиях проектив­ного вопроса. В вопросы 5 и 6 введены элементы проективной методики иссле­дования

Задание 6. Сформулируйте вопросы и постройте план беседы с родителями по одной из тем: «Свободное время ребенка», «Наша семья и спорт», «Наша семья и искусство», «Семейные праздники». Четко обозначьте цель предстоящей беседы и соотнесите с целью каждый поставленный вопрос.

Задание 7. Какие из представленных ниже вопро­сов не отвечают требованиям анкетного метода? Почему?

1. Какое время дня тебе больше нравится?

2. У тебя есть любимые занятия?

3. Чем ты больше всего любишь заниматься вместе с родителями?

4. Кто из учителей тебе не нравится?

5. Кого ты больше любишь, маму или папу?

6. У тебя есть любимые школьные предметы?

7. Ты можешь назвать себя умным?

8. Твой папа много зарабатывает?

9. С кем бы ты хотел поехать отдыхать?

10. Кого ты лучше слушаешь: маму или учительницу?

Задание 8. Составьте закрытый и открытый варианты анкеты для студентов с целью выявления наиболее эффективных методов обучения психологии. Пример закрытой анкеты см. таблицу 4.

Таблица 4

Вопрос: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными?»

Мотивационные средства Очень эффективно Достаточно эффективно Мало эффективно
Поручение ответственных заданий
Требование самостоятельности в выполнении заданий
Советы по выполнению задания
Указание на определенные возможности и способности ребенка
Знакомство с работами других детей
Популяризация успехов отдельных детей
Общественная похвала
Собственный пример взрослого
Другие средства (какие?)

Задание 10. Заполните таблицу: приведите примеры известных тестов каждого вида. Подготовьте для сообщения (проведения) какие-либо из указанных вами тестов.

Таблица 5

Основные виды тестов
Тесты ИНТЕЛЛЕКТА Используются для выявления умственного развития человека
Тесты специальных способностей – для оценки возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками в определенной области деятельности
Тесты ДОСТИЖЕНИЯ – Для оценки уровня овладения основными знаниями и навыками
Тесты ЛИЧНОСТНЫЕ – Для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных и поведенческих особенностей личности
Тесты ПРОЕКТИВНЫЕ – Для изучения различных личностных характеристик путем проекции результатов его деятельности на особенности сознания (рисуночные, цветовые и конструктивные тесты)

Задание 9. Внимательно рассмотрите аппликации, выполненные детьми. Сформулируйте цель, которую мог ставить перед детьми воспитатель. Составьте схему анализа продуктов деятель­ности дошкольников, выделите критерии, кото­рые позволят описать индивидуальные особенности вы­полнения аппликации каждым ребенком.


Задание 11. Вместо точек вставьте пропущенные слова:

1.Психология — наука о …, механиз­мах и фактах психической жизни человека.

2.Психология изучает процессы актив­ного … человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики

3.Любая система объективного научного знания может быть ис­пользована в качестве... познания действительности.

4.Метод — это определенным образом упорядоченная ... для достижения поставленной цели.

5.Важен не только хороший метод, но и опыт его ...

6.Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и ...

7 Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических фактов, а приходит к научному объяснению вызвавших их ...

8.Эксперимент предполагает активное ... исследова­теля в изучаемый процесс.

9.Результаты любого эксперимента должны подвергаться … и … обработке.

10. Кроме эмпирических, возрастная психология использует …, …, … .


2791813378781243.html
2791849505966778.html
    PR.RU™