O убывающая предельная полезность.

2.3.2. Количественная теорияпотребительского поведения.

Основоположники количественной теории(Менгер, Визер, Госсен) считали, что полезность конкретных продуктов можно измерить.Единица измерения полезности – ютиль (англ. «utility – полезность)». В частных случаях для измерения полезности используют денежные единицы измерения, дополнительные баллы, бонусы и т.д.

Суть количественной теории: рациональный потребитель максимизирует общую полезность в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, евро и т.д.), затрачиваемый на приобретение продуктов или услуг, приносит одинаковую полезность (второй закон Госсена или правило максимизации полезности):

MU1 / P1 = MU2 / P2 = … MUn / Pn = λ,

где

o MU1; MU2; … MUn – предельные полезности потребляемых продуктов;

o P1; P2;… Pn – цены на данные продукты.

o λ – предельная полезность денег

Правило максимизации полезности отражает ситуацию потребительского равновесия. Тогда

MU = P∙λ,

где

o P ∙ λ – предельные издержки потребителя;

Следовательно, если MC = P∙λ, то MU = MC

где

MC – предельные издержки.

2.3.3 . Порядковая теория полезности.

Основоположники порядковой теории, в частности, Слуцкий, Хикс, Парето исходили из того, полезность отдельных продуктов измерить нельзя, но можно расставить приоритеты, т.е. построить шкалу предпочтений.

Рис. 1.32. Кривая безразличия.

Кривая безразличия (U) показывает, что в каждой её точке есть набор, состоящий из двух продуктов, который обеспечивает одинаковое удовлетворение потребностей потребителя, т.е. данные наборы продуктов одинаково безразличны потребителю.

На основе этого рисунка мы можем сделать следующие выводы:

а) наборы продуктов, соответствующие точкам A, B, C, D, E, Fимеют одинаковую полезность для потребителя (т.е. потребитель безразличен к шести наборам продуктов);

б) набор продуктов, соответствующий точке G, менее предпочтителен для потребителя;

в) набор из двух продуктов, соответствующий точке Н, более предпочтителен для потребителя.

Если через точки Gи Hпровести кривые, параллельные исходной кривой, то получим карту кривых безразличия.

Карта кривых безразличия – это вкусы и предпочтения потребителей.

Свойства кривых безразличия на карте кривых безразличия:

o кривые безразличия не пересекаются, т.к. один набор продуктов, который предпочтительнее другого набора, не может находиться с ним на одном уровне;

o кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т.к. увеличение количества одного продукта сопровождается уменьшением количества другого, входящего в тот же набор продуктов;



o кривые безразличия пологие, т.е. вогнуты. Чем менее полога кривая безразличия, тем ниже предельная норма замещения.

Нормой замещения (MRS) одного продукта другим называется такое количество продукта А, которым потребитель согласен пожертвовать, с тем чтобы приобрести дополнительную единицу продукта B, при их одинаковой общей полезности:

MRSAB = |- A / + B| = |MUВ| / |MUА|

Различают:

o дуговую норму замещения;

o предельную норму замещения.

Дуговая норма замещения на отрезке АВ кривой безразличия:

MRSух= - ∆Y / ∆X.

Предельная норма замещения есть производная в любой точке кривой безразличия:

MRSху = ǀ- dY / dXǀ = MUx / MUy

Формы кривых безразличия:

1.Взаимозависимые (заменяемые) блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности за счёт друг друга (например: чай и кофе, розы и гвоздики и т.д.) (Рис. 1. 33.)

2. Взаимодополняемые блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности лишь в комплексе друг с другом (например: доски и гвозди, фотоаппарат и пленка и т.д.) ( Рис. 1.34.)

3. Независимые блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности независимо друг от друга (например: чай и гвозди). (Рис. 1.35.)

4. Нежелательные блага – продукты или услуги, без которых потребитель был бы рад обойтись, но в силу каких-то причин вынужден потребить (например: горькое лекарство, услуги стоматолога и т.д.) (Рис.1.36.)

Рис. 1.33. Рис. 1.34. Рис. 1.35. Рис. 1.36.


2716467906583029.html
2716571610072747.html
    PR.RU™