Логические связи элементов научного психологического исследования

Предыдущая12345678910Следующая

(Для подготовки плана-проспекта исследования)

Логические связи элементов психологического исследования помогают верно, определить его направление, способствуют предотвращению дублирования и уходу от темы и предмета исследования в ходе литературного поиска и составления текста курсовой. Четкие логические связи помогают грамотно выполнить введение курсовой работы. Правильно оформленные логические связи позволяют быстро и обоснованно составить план-проспект научного исследования. Для составления плана-проспекта научно-психологического исследования целесообразно все его составные части выполнить на отдельных листах бумаги по предлагаемой схеме:

ТЕМА АКТУАЛЬНОСТЬ (Примерно ½ листа) ПЛАН (сложный) ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ ГИПОТЕЗА ПРЕДПОЛАГА- ЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (Для проверки соотнесения с целью исследования)

Затем эти листки необходимо склеить вместе один с другим в порядке но­меров и сложить в "гармошку". Это необходимо для того, чтобы при работе с данными положениями возникала возможность видеть их одновременно все, пос­кольку проследить их логические связи другим способом довольно трудно.

При составлении плана-проспекта желательно выдерживать следующие ло­гические связи:

1.ТЕМА – АКТУАЛЬНОСТЬ – ПЛАН - ПРЕДМЕТ

2. ПРЕДМЕТ – ЦЕЛЬ - ГЛАВЫ ПЛАНА - ПАРАГРАФЫ

3. ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – ГИПОТЕЗА – ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

4. АКТУАЛЬНОСТЬ – ГИПОТЕЗА – ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

5. ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – ГИПОТЕЗА – ПЛАН - НАЗВАНИЕ ГЛАВ – НАЗВАНИЕ ПАРАГРАФОВ – ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Должен проходить один смысл этих суждений!

Если все эти связи четко прослеживаются, следовательно, план-проспект составлен правильно. Логическое соответствие содержание плана-проспекта представляется очень важным, поскольку он позволяет более точно:

* определить стратегическое направление исследования;

* выявить основные точки приложения усилий исследователя;

* сформулировать более точное представление о конечном результате;

* тщательнее увязать гипотезу с целью и задачами курсовой работы.

* устранить логические противоречия, неточности и неувязки между основ­ными элементами плана, а впоследствии и введения.

При таком подходе при изменении хотя бы одного слова темы исследования сразу видно как необходимо изменить остальные логические структуры методологического аппарата.

Значение логически грамотно составленного плана – проспекта представляется важным еще и потому, что он лежит в основе " Введения" курсовой работы и способствует более грамотно, в соответствии с требованиями оформления научных произведений, её выполнить.



Приложение Е

Алгоритмы изучения теоретических источников

Правила, способствующие повыше­нию эффективности чтения научной литературы:

1. При просмотре и чтении текста желательно думать о том, какую ин­фор­­­­мацию вы хотите из него получить. Также хорошо составить предва­рительный список вопросов, на которые вы надеетесь получить ответ в данной книге или учебнике.

2. Просмотрите названия глав и разделов, пробегите глазами тексты на суперобложке или аннотацию, а также предисловие (вступительные замечания или введение).

3. Выясните, что бы вы хотели прочитать более интенсивно. При прос­мот­ре отдельных разделов обращайте внимание на вводные или за­клю­­чительные фразы, а также на ключевые слова в тексте.

4. Не задерживайте внимание на примечаниях, частях текста, напечатан­ных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора.

5. Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять, прежде всего, смысл высказываний частного и общего порядка.

6. Отыскивайте такие используемые автором смысловые указатели, как подзаголовки, выделенные слова предложения, а также таблицы.

7. Указатели в виде слов помогут найти вам определённые вводные за­ме­чания, усиления или акценты в тексте:

· такие вводные сигналы, как «особенно», «следовательно», «поэто­му», «тем самым», «предполагает», «поскольку», «так как» указывают на основную или поясняющую мысль; здесь имеет смысл прочита­ть предыдущее или последующее предложение;

· усиливающие сигналы «также», «кроме того», «дополнительно» подчёр­кивают мысль, которая ранее была уже кратко изложена;

· изменяющие сигналы «но», «не говоря о», «с другой стороны», «однако», «или – или», «напротив», «хотя», «несмотря на», «скорее» указывают на то, что ход мыслей автора изменяется на проти­воположные.

8. Желательно опускать малоинформативные абзацы текста и замедлять темп чтения на важных и наиболее трудных для усвоения фрагментах.

9. Целесообразно учитывать специфику структуры различных текстов:

· справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат вначале, а второстепенную – в конце;

· в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу сущест­вен­ная информация (а именно выводы автора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении);

· специальные статьи содержать во введении описание проблемы, в основной части – разработку путей её решения и в заключительной части – выводы или взгляд на будущее.

Использование алгоритмов чтения научной литературы


2715590760678493.html
2715632229938211.html
    PR.RU™