Идеология современного олимпизма

123456

В уставном документе международного олимпийского движения в Олимпийской хартии под понятием «олимпизм» понимается: «Это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера и уважения всеобщих основных этических принципов». Олимпийская хартия определила и цель современного олимпизма – «повсеместно поставить спорт на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства». Основоположником современного универсального средства социального воспитания является французский аристократ, историк и социолог Пьер де Кубертен.

На протяжении многих веков, начиная с 15 века, делались попытки возвращения олимпийской идеи в сферу общественного сознания. Среди пионеров возрождения олимпизма такие известные истории личности, как государственный деятель Италии Матео Паллмиери, врач Иероним Меркуриалис, юрист из Германии Иоханес Аквилл, поэт Ганс Сакс и английский драматург Томас Кид, королевский прокурор Роберт Довер, филонтроп Гутс-Мутс, Фридрих Шиллер, Жан Жак Руссо и Михайло Ломоносов, Эрнст Курциус и многие другие. Удалось осуществить это барону Пьеру де Кубертену и его единомышленникам в 1894 году. Идеей олимпизма Пьер де Кубертен (1863-1937 г.г.) задался еще в молодые годы, когда ему исполнилось двадцать шесть лет. Он, после окончания парижского университета в Сорбонне, создает с друзьями спортивный клуб, где спортсмены занимаются футболом, фехтованием и греблей. Пьер де Фреди (Кубертен) создал спортивные союзы для детей, стал организатором международных соревнований. Всю последующую жизнь, почти полвека, барон отдал олимпийскому движению. Похоронен Кубертен в швейцарском городе Лозанна, не далеко от штаб-квартиры МОК, а сердце «великого отца олимпизма», согласно его завещанию, замуровано в белокаменной стеле в парке имени Пьера де Кубертена на территории Олимпии в Греции. Пьер де Кубертен родился 1 января 1863 года в Париже (дом №20 по улице Удино). Его родители: французский живописец Шарль-Луи де Фреди и Агата-Габриэль де Мирвиль. Семья принадлежала к средней аристократии и своими корнями уходила по отцовской линии к рыцарю Ордена Святого Михаила (Пьер Фреди посвящен в рыцари в 1477 году), а по материнской – во времена Вильгельма Завоевателя. Среди предков основоположника современного олимпизма были купцы и дипломаты, юристы и воины, писатели и художники, моряки и артисты, чиновники и религиозные деятели. У родителей Пьера де Кубертена было четверо детей (три мальчика и девочка) среди которых он был младшим. Детство Пьера прошло в Нормандии, в Гренобле, в родовом поместье матери – замке Мирвиль. Религиозная мать мечтала о религиозном сане для сына, отец – видел его блестящим офицером или дипломатом. Но юноша неожиданно для родителей «заболел» историей, культурой и литературой Древней Греции. После учёбы в Парижском лицее, военной школе Сен-Сира, после получения диплома бакалавра искусства, науки и права Парижского университета философского факультета Сорбонны и Свободной школы политических наук он увлёкся проектом возрождения Олимпийских игр. Позднее Пьер де Кубертен писал: «Когда я захотел возобновить Олимпийские игры меня приняли за сумасшедшего». Истинное величие Пера де Кубертена проявилось не только в организационных, практических видах деятельности, но и в серьёзной разработке философских, моральных и идейных принципов олимпизма. Огромен его вклад в педагогические и теоретические основы современного олимпизма: 20 книг и 1150 статей принадлежат его перу. Пьер де Кубертен находился на посту созданного им МОК с 1896 по 1925 год. На протяжении всех этих лет с ним была его жена Мария Розана – дочь историка и министра во Французском правительстве. Их венчание состоялось 12 марта 1892 года, баронесса Кубертен очень любила и поддерживала мужа во всех начинаниях, они воспитывали в согласии двух своих детей – дочь и сына. Мало кто знает, что после того как Пьер де Кубертен оставил свою службу он жил в очень стеснённых обстоятельствах, даже не мог себе позволить присутствовать на Олимпийских играх (1928, 1932 и 1936 годах), но категорически отказывался трогать фонд МОК. По ходатайству Карла Даема, немецкого педагога и организатора Игр в Берлине, немецкое правительство выделило Пьеру де Кубертену 10000 тысяч марок, ставших подспорьем ему в последние годы жизни. В 1928 году кандидатура барона была выдвинута на соискание Нобелевской премии за мир. Инсульт, который случился 2 сентября 1937 года у гулявшего по осеннему парку седовласого человека, унёс жизнь 74 летнего Кубертена. Человека, давшего новый чистый глоток жизни всему миру! Человеку, увидевшему спорт глазами художника, педагога и мечтателя… Следует отметить, что французскому аристократу не только удалось «воссоздать» дух олимпийских состязаний, но и создать целое учение - социальную педагогику спорта или современный олимпизм. В основу этого учения, по словам самого Пьера де Кубертена, легли теоретические труды французского социолога Ле Пле и спортивно-игровая система воспитания молодежи Томаса Арнольда, ректора колледжа в Регби. Ле Пле изучал механизмы исторического движения и функционирования общества, прогнозировал реформы и реорганизацию социального порядка. Он пришел к выводу, что только создание вне правительственных, деидеологизированных социальных институтов, в которых служение «идеи» и «человечеству», личное счастье каждого человека и мир, воспитание нравственных качеств, могут спасти современную цивилизацию от варварства, насилия и безнравственности. Будучи сторонником проведения социальных реформ, Пьер де Кубертен полностью поддерживал социологические идеи своего учителя. Исследуя опыт практической деятельности Томаса Арнольда, успешно использующего занятия спортом в процессе формирования английской молодежи, основоположник современного олимпизма увидел в спорте и его структурах общественную деятельность, соответствующую учению Ле Пле. Таким образом, на стыке 19-20 веков, мир обрел универсальное средство совершенствования личности человека, независимо от его религиозной, национальной и социальной принадлежности.



Идеи современного олимпизма нашли свое отражение в создании Международного олимпийского движения, которое возглавляет общественная, независимая организация Международный олимпийский комитет (МОК). Он был создан в 1894 году на Учредительном собрании в Париже. Социальную сущность и значимость олимпийского движения на современном этапе развития цивилизации определяют специфические и общие функции. К специфическим относятся: соревновательно-эталонная, призванная максимально выявить, сравнить и объективно оценить человеческие возможности в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого (личного) результата; эвристически-достиженческая, обеспечивающая творческую поисковую деятельность. К общим функциям относятся: личностно-направленное воспитание, т.е. спортивное совершенствование, нравственное и интеллектуальное развитие молодежи; оздоровительно-рекреативное воспитание, воздействующее на функциональные возможности человека; эмоциональная зрелищность, направленная на формирование этики и эстетики; социальная интеграция и социализация; коммуникативность и гуманизация общества; экономическая выгода. Специфические функции отражают организацию и достижения такого весомого направления в олимпийском движении как «спорт высших достижений», общие – «спорт для всех». Основными формами спорта высших достижений являются самые крупные спортивные форумы: Олимпийские игры по летним и зимним видам программы, Паралимпийские игры по летним и зимним видам программы, Всемирные студенческие игры по летним и зимним видам. Олимпийское направление «спорт для всех» представлено олимпийским образованием, «Спешиал олимпикс», движение «Спарт» и другими социально значимыми программами и движениями.

За более чем вековой период своего существования современный олимпизм приобрел заслуженную популярность и уважение среди многомиллионной армии граждан планеты. О его роли и значении великолепно сказал Пьер де Кубертен в «Обращении к молодежи», сделанном в Италии в 1927 году: «В современном мире, который обладает необыкновенными возможностями, но в то же время находится под угрозой деградации, олимпизм может стать школой благородства помыслов и моральной чистоты, настойчивости и энергии. Но это произойдет только если вы будите неуклонно стремиться в своих идеалах чести и спортивного самосовершенствования к высотам… Будущее зависит от вас». Социальное значение олимпизма сегодня стало настолько велико, что был утвержден Международный олимпийский день, который ежегодно отмечается во всем цивилизованном мире 23 июня. В 1994 году в честь столетия современного олимпийского движения ООН объявил этот год «Международным годом спорта и олимпийского идеала». Высший орган мирового сообщества призвал также все государства к соблюдению олимпийского перемирия.

Лекция 2


2713807106705189.html
2713851736944856.html
    PR.RU™